Формализованность бизнес-процессов и наличие четких и работающих регламентов на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успеха любой организации. Данная программа посвящена технологиям описания и регламентации бизнес-процессов.
На семинаре рассматриваются современные тхнологии и стандарты описания и оптимизации бизнес-процессов, их преимущества и недостатки, основные области применения. Проводится обзор и сравнительный анализ программных продуктов описания бизнес-процессов и формирования на их основе регламентирующих документов.
В рамках обучения выполняются практические работы по выделению, описанию и анализу бизнес-процессов на примерах из деятельности участников семинара.
Курс предназначен для руководителей и специалистов служб процессного управления, качества, операционной эффективности, организационного и стратегического развития.
Содержание семинара-практикума
1. Системный подход к описанию и улучшению бизнес-процессов
Элементы системы процессного управления.
Что дает современной организации описание и регламентация бизнес-процессов?
Что такое бизнес-процесс, в чем различие между процессом и функцией?
Уровни процессов в организации, описание процессов на каждом из уровней.
Способы описания процессов: вертикальный и горизонтальный, технологии быстрого описания.
Форматы описания процессов: графический, табличный и текстовый.
Совмещение различных способов и форматов для эффективного описания бизнес-процессов.
2. Выделение бизнес-процессов верхнего уровня
Как правильно идентифицировать и выделить бизнес-процессы в организации?
Выделение бизнес-направлений деятельности.
Выделение бизнес-процессов верхнего уровня.
Основные, обеспечивающие и управленческие бизнес-процессы.
Разработка реестра процессов, графической модели дерева и сети процессов верхнего уровня.
Определение владельцев бизнес-процессов.
3. Технология описания бизнес-процессов
Определение целей описания бизнес-процессов.
Описание окружения бизнес-процесса, SIPOC-схема бизнес-процесса.
Первичные и вторичные входы, выходы, поставщики и клиенты бизнес-процесса.
Построение диаграмм информационных и материальных потоков для процессов верхнего уровня.
Построение диаграмм потоков работ для процессов нижнего уровня.
Использование упрощенной логики.
Описание организационной структуры бизнес-процесса и распределения ответственности.
Разработка матрицы ответственности процесса.
Использование ролей при описании бизнес-процессов.
Описание взаимосвязей ролей процесса с организационной структурой с помощью ролевой матрицы или таблицы.
Задание типов процессов.
Описание информационных систем бизнес-процесса.
Разработка дерева бизнес-процесса. Разработка реестра информационных и материальных потоков бизнес-процесса.
Разработка карточек информационных и материальных потоков, формирование альбома форм документов.
4. Современные нотации, методологии и стандарты описания бизнес-процессов
Современные нотации, методологии и стандарты описания бизнес-процессов: классическая нотация, стандарт IDEF0/IDEF3, методология ARIS, нотация BPMN, методология ORACLE и др.
Использование расширенной логики.
Основные элементы моделирования, определяющие различия в методологиях.
Сравнительный анализ методологий, их преимущества и недостатки, области применения.
Как правильно выбрать методологию описания бизнес-процесса в зависимости от решаемых задач и целей описания.
Разработка соглашения по моделированию для "писателей" и соглашения по чтению процессных диаграмм для "читателей".
5. "Золотые" правила и организация работ по описанию бизнес-процессов, методы обследования и сбора информации о процессах
Золотые правила описания бизнес-процессов.
Как правильно и быстро описать бизнес-процесс?
Организация работ по описанию и актуализации моделей бизнес-процессов.
Кто должен описывать процессы в организации?
Роль владельцев, экспертов и участников процессов в создании моделей и разработке регламентов.
Роль службы процессного управления и распределение ответственности.
Методы сбора информации о бизнес-процессе.
Перечень интервьюируемых лиц и перечень запрашиваемой документации по бизнес-процессу.
Как правильно провести интервью при описании бизнес-процессов.
6. Разработка регламентов
Процессные и структурные регламенты.
Положение о системе процессов организации, положения и регламенты бизнес-процессов
Положения об оргструктуре, подразделениях и должностные инструкции.
Как заставить регламенты работать?
Аудит, контроль и мотивация исполнения регламентов бизнес-процессов.
7. Разработка ключевых показателей бизнес-процессов
Виды и взаимосвязь показателей бизнес-процессов
Показатели результата, стоимости, качества и длительности
Определение KPI бизнес-процессов на основе стратегии
Контроль и анализ выполнения KPI по бизнес-процессам
8. Анализ и оптимизация бизнес-процессов
Типы изменений в организации
Технологии и методы реинжиниринга бизнес-процессов (BPR)
Примеры проведения реинжиниринга в компаниях
Технологии и методы постоянного совершенствования (ПС) бизнес-процессов
Инструменты бережливого производства, поиск и устранение потерь в процессах
Семь простых инструментов контроля качества
Улучшение бизнес-процессов посредством изменения организационной структуры, их поддерживающей
Примеры применения технологий постоянного совершенствования в компаниях
9. Программные продукты описания процессов и формирования регламентирующих документов
Назначение и роль программных продуктов для разработки бизнес-моделей.
Автоматизированное формирование положений о системе процессов, положений и регламентов процессов.
Автоматизированное формирование положений об оргструктуре, подразделениях и должностных инструкций.
Автоматизация контроля и анализа выполнения ключевых показателей в разрезе процессов, подразделений и должностей.
Краткий обзор и сравнительный анализ программных продуктов: Microsoft Visio, ARIS, AllFusion PM (BPwin), Бизнес-инженер, Business Studio, График-студио Лайт и др.
Как правильно выбрать и применять продукт?
* * * * * * *
Смотрите также семинары по теме "Бизнес-процессы":
Руководитель консалтинговой компании БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии), ведущий консультант и преподаватель с 20-летним опытом по процессному управлению, проектированию организационных структур и информационных систем.