Семинар-практикум раскрывает содержание современных технологий управления проектами жизненного цикла продукции. На семинаре рассматриваются системный подход и методы управления проектами, такие как планирование и контроль проектов, формирование эффективной проектной команды и управление ею, управление рисками и изменениями при внедрении результатов проекта, разработка проектной документации и построение системы управления проектами.
В рамках семинара проводятся практические занятия по планированию и организации проекта.
Программа курса разработана для руководителей и специалистов, занимающихся управлением проектами жизненного цикла продукции, включая проекты НИР и ОКР.
Содержание курса
1. Системный подход к управлению проектами
Понятие проекта и его отличие от текущей деятельности.
Общие правила проектной деятельности. Классификация проектов.
Открытые и закрытые проекты.
Подходы и методы системного управления проектами.
Жизненный цикл и фазы (этапы) проекта.
Основные процессы, процедуры и функции управления проектами.
Критические факторы успеха реализации проекта.
2. Инициирование проекта
Процессы инициирования проектов.
Инициирование сверху и снизу.
Стратегические цели как инструмент отбора перспективных проектов.
Построение системы формирования и отбора проектных инициатив.
Формулирование целей, результатов и продуктов проекта.
Определение и назначение руководителя и куратора проекта.
3. Календарное планирование проекта
Разработка иерархической структуры работ проекта.
Понятие вехи и разработка плана проекта по вехам.
Временная оценка длительности работ и календарно-сетевое планирование проекта.
Критический путь проекта и оптимизация длительности проекта.
Построение детальной диаграмма Ганта проекта.
4. Организационное планирование проекта
Разработка организационной схемы реализации проекта.
Основные проектные роли: заказчик проекта, потребитель результатов проекта, руководитель (держатель) проекта, куратор проекта, администратор проекта, команда проекта, внешние подрядчики проекта.
Проектный офис - основные функции.
Уровни управления проекта.
Механизмы формирования и стимулирования проектных команд.
Планирование взаимодействий участников проекта.
Взаимодействие с заказчиком и потребителями результатов проекта.
Взаимодействие с внешними подрядчиками проекта.
5. Ресурсное планирование проекта, расчет стоимости и разработка бюджета проекта
Определение количества трудовых и материальных ресурсов по работам проекта.
Выравнивание ресурсов.
Определение реальных сроков проекта и календарного плана работ.
Определение стоимости единицы ресурсов (трудовых и материальных).
Определение прочих статей затрат по проекту.
Расчет стоимости работ проекта и проекта в целом.
Разработка бюджета проекта.
6. Исполнение и контроль выполнения проекта
Процессы исполнения и контроля проекта.
Ведение проектной документации.
Система отчетности о ходе выполнения проекта.
Базовые показатели выполнения проекта и его отклонений по срокам и бюджету.
Прогнозирование сроков завершения проекта.
Корректировка плана проекта на основе план-фактного анализа его выполнения.
7. Завершение проекта
Подведение итогов и подготовка итогового отчета по проекту.
Презентация результатов проекта и сдача проекта заказчику.
Архивирование проектных материалов.
Оценка и вознаграждение участников проектной группы.
8. Управление рисками и изменениями при внедрении результатов проекта
Проведение анализа проекта и окружающей его внешней среды.
Идентификация рисков проекта.
Оценка и расчет рисков.
Анализ и ранжирование рисков.
Разработка плана мероприятий по управлению рисками.
Предотвращение, передача, избежание и удержание рисков.
Использование карточек рисков.
Управление изменениями при внедрении результатов проекта в практическую деятельность.
9. Построение системы управления проектами
Построение системы управления проектами (СУП).
Функции, процессы и организационная структура СУП.
Документооборот и формы документов СУП.
Планирование, оценка и ранжирование проектов.
Учет и распределение проектных ресурсов.
Разработка документации, регламентирующей процессы и организационную структуру СУП.
Авторы и ведущие
Сергей Ковалев - ведущий консультант в области построения бизнес-процессов, организационных структур и информационных систем. Руководитель консалтинговой компании "БИТЕК", занимающейся управленческим консультированием, бизнес-обучением, а также разработкой и внедрением программных продуктов. Автор публикаций и семинаров-практикумов по стратегическому управлению, управлению бизнес-процессами и организационному проектированию. Автор книги "Настольная книга аналитика: Практическое руководство по проектированию бизнес-процессов и организационной структуры" (2-е издание 2024 года, Издательство "1С-Паблишинг").
Вячеслав Гусев - кандидат технических наук, эксперт по построению процессов жизненного цикла продукции. Главный научный сотрудник и руководитель научно-исследовательских работ "НИИЦ ЖДВ МО РФ".