Версия для печати

Бизнес-проекты и их особенность

Ковалев Сергей Михайлович

Все-таки, чем бизнес-проект отличается от бизнес-процесса и где между ними та граница, через которую в будущем придется переступить компаниям?

С 30-50-х годов в западном менеджменте стали разрабатываться подходы и методы системного управления проектами, согласно которым проект определяется как уникальное предприятие, предполагающее координированное выполнение взаимосвязанных действий, для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.

Несмотря на что проекты и процессы состоят из работ, выполняются людьми, требуют наличия ресурсов, количество которых ограничено, между ними существует ряд ключевых различий (Таблица 1).

Таблица 1. Различия между проектами и процессами
Элемент Процесс Проект
Работы, Взаимодействия, Ресурсы, Роли Привычные, повторяющиеся Новые, разовые, многообразные
Окружение Привычное, стабильное Новое, меняющееся
Сроки Текущие Ограниченные
Приоритеты Воспроизводство Достижение цели
Основные элементы жизненного цикла Реализация Планирование, реализация, контроль, завершение
Изменения Превращение ресурсов в продукт Целенаправленное изменение той системы, в которой осуществляется:
  • Система бизнеса
  • Технологии
  • Окружение
  • Организация
  • Люди

Необходимость управления большим количеством новых работ и ресурсов - вот главное отличие проектов от бизнес-процессов, так как все новое и непривычное несет в себе большую головную боль для менеджеров.

По своей природе проект подобен маленькой компании, создаваемой на небольшое время в рамках большой организации. При этом работы проекта столь разнородны, что покрывают все компоненты менеджмента и процесса принятия решений (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Компоненты менеджменты и процесса принятия решений.

Рисунок 1. Компоненты менеджменты и процесса принятия решений.

Если рассматривать жизненный цикл проекта и бизнес-процесса с точки зрения менеджера (Рисунок 2), то мы увидим, что проект это бизнес-процесс, который выполняется один раз. Значимой стадией жизненного цикла бизнес-процесса является его многократная реализация и управление бизнес-процессом представляет собой управление именно этой стадией. Для проекта стадии планирования, реализации и завершения равнозначны и для эффективного управления проектами необходимо умело управлять всеми ими. Часто стадия планирования проекта превышает время его реализации, и как показывает практика, увеличение времени на планирование многократно повышает эффективность проекта и уменьшает полное время его реализации.

Рисунок 2. Жизненный цикл проекта и бизнес-процесса

Рисунок 2. Жизненный цикл проекта и бизнес-процесса.

Важной особенностью проектов является то что они изменяют среду в которой протекают и управление проектом - это в определенной мере управление изменениями, которые должны быть произведены в результате его осуществления.

Ввиду отличий проектов от текущей деятельности управление ими также имеет много особенностей и методов присущих им.

В настоящее время в мире ряд институтов разрабатывают подходы и методы проектного менеджмента (Project Managment), которые представляют набор формализованных процедур и подходов, необходимые для эффективного управления проектами. Помимо этого данные институты готовят и сертифицируют менеджеров в области управления проектами. Считается, что придя в любую компанию такой менеджер реализует любой проект намного эффективнее, чем специалисты, хорошо разбирающиеся в конкретной функциональной области, но не обладающие знаниями проектного менеджмента. Объясняется это тем, что из за большого разнообразия работ входящих в проект менеджер проекта должен хорошо разбиарться во всех областях менеджмента: начиная от стратегического планирования и организационного проектирования и заканчивая финансовым управлением и информационными технологиями. Мало найдется высококвалифицированных, но "узких" функциональных менеджеров, попадающих под эти критерии.

В настоящее время на эту тему существует много споров, но как показала практика, участие в реализации проекта одновременно специалистов в области управления проектами и высококвалифицированных специалистов функциональных областей значительно привело к увеличению проектов выполненных в срок, в рамках отведенного бюджета и с заданным качеством

Повышение эффективности реализации проектов с использованием подходов проектного менеджмента объясняется тем, что в проектах 80% управленческой деятельности и сопутствующих проблем являются типовыми и только 20% ситуационными.

Формализация и использование тех 80% управленческих процедур и решений, показавших себя успешно на практике, позволяют не "наступать на грабли" и не "изобретать велосипед" еще раз, что в свою очередь приводит к снижению затрат и повышению эффективности реализации проектов.

Версия для печати
Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Copyright © 2001-2024 БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)