Вернуться на сайт  Версия для печати

Положение о Службе маркетинга

« Назад   ||    Скачать / Открыть в формате Microsoft Word

Утверждаю
Генеральный директор
компании _________________
____________________ Ф.И.О.
«___» __________ 20__ года

I. Общие положения

       Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи службы маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.

II . Цели и задачи службы

        Исходя из общих целей предприятия, целью службы маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

       Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию со службой маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять службе маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь служба маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.

        Служба маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

        Главные задачи службы маркетинга:

        Целесообразно для службы маркетинга создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются службой маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник службы маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется службой маркетинга на утверждение руководству предприятия.

III . Структура службы

       Организационная структура управления службой маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид.

           Служба маркетинга наряду со службой сбыта подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.

         За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1)  и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).

         Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.

       Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.

        В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).

        В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).

        Учитывая, что отдельные маркетинговые функции по заказу руководителей товарных групп выполняют сотрудники групп 1 и 2, группы маркетинга отдельных товаров первоначально целесообразно создать в составе только их руководителей.

       Таким образом, общая первоначальная численность службы маркетинга, включая начальника службы и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.

       Руководители маркетинговых групп по функциям и товарам отчитываются о своей работе перед начальником службы маркетинга предприятия.

IV . Распределений функций по сотрудникам службы

        Начальник службы маркетинга:

        Руководитель группы 1

        Руководитель группы маркетинговых исследований, анализа и планирования осуществляет следующие исследовательские и исполнительские функции:

        Старший аналитик-исследователь:

        Экономист-аналитик:

        Руководитель группы 2:

        Аналитик по продвижению товара:

        Аналитик по сбыту:

        Руководитель товарной группы:

V. Взаимодействия службы с другими структурными подразделениями

        I. В процессе «Проведение маркетинговых исследований»

       Планы проведения маркетинговых исследований для предприятия в целом разрабатывает руководитель группы 1 и ее сотрудники, а для отдельных товарных групп - их руководители при участии группы 1; координирует их разработку начальник службы маркетинга, утверждает зам. директора по коммерческим вопросам; исполнение планов осуществляют сотрудники служб маркетинга и сбыта при участии всех необходимых служб предприятия и внешних консультационных организаций. Контроль реализации данных планов осуществляет зам. директора по коммерческим вопросам.

        2. В процессе «Сегментация рынков»

        Сегментацию рынка и выбор рынков для коммерческого освоения осуществляет группа 1 при участии соответствующих руководителей товарных групп и службы сбыта. Проверку результатов сегментации и представление их директору осуществляет начальник службы маркетинга. Он же осуществляет контроль за деятельностью по сегментации рынка.

        Утверждение результатов выбора рыночных сегментов для коммерческого освоения осуществляет директор на основе рекомендаций, представленных ему зам. директора по коммерческим вопросам.

        3. В процессе «Изучение потребителей»

        Решения о необходимости изучения разных аспектов поведения и реакции потребителей в зависимости от актуальности данной проблемы принимают руководители отдельных групп службы маркетинга. Утверждает эти решения  зам. директора по коммерческим вопросам, выполняют - сотрудники служб маркетинга и сбыта.

        Контроль за исполнением решений осуществляет начальник службы маркетинга.

        4. В процессе «Определение позиции продуктов на рынке»

        Решения о необходимости определения позиции продуктов на рынке принимают руководитель группы 1 и руководители продуктовых групп службы маркетинга. Утверждает эти решения начальник службы маркетинга, исполняют - сотрудники службы маркетинга.

        Контроль за исполнением решений осуществляет начальник службы маркетинга.

        5. В процессе «Изучение конкурентов»

        Изучение конкурентов под методическим руководством руководителя группы 1 при участии руководителей товарных групп осуществляют сотрудники служб маркетинга и сбыта. Программа исследований утверждается начальником службы маркетинга. Результаты исследования зам. директора по коммерческим вопросам доводит до сведения руководства предприятия.

        6. В процессе «Исследование окружающей среды предпринимательской деятельности»

        Выполнение данной функции лежит на службых маркетинга и сбыта, экономических службах, юридическом отделе. Организует проведение этих исследований зам. директора по коммерческим вопросам. Результаты данных исследований им представляются руководству предприятия для возможной корректировки производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия.

        7. В процессе «Определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития»

        Принятие решений осуществляет директор на основе предложений зам. директора по коммерческим вопросам, согласованных с зам. директора по экономике и производственно-технологическими службами предприятия; подготовку предложений осуществляет служба маркетинга. Реализацию решения осуществляют производственно-технологические службы предприятия, контроль – главный инженер.

        8. В процессе «Разработка товарной марки»

        Принятие решения о необходимости разработки товарной марки и ее утверждение на основе предложений начальника службы маркетинга осуществляет директор. Разработку товарной марки осуществляет группа 1 службы маркетинга при участии руководителей товарных групп с привлечением внешних специалистов. Контроль за реализацией принятого решения осуществляет начальник службы маркетинга.

        9. В процессе «Разработка упаковки»

        Разработка предложений о типе упаковки осуществляется руководителями отдельных товарных групп совместно с группой 1 при участии службы сбыта, гл. инженера и службы производства; принятие решений по данной функции и контроль за ее реализацией осуществляет начальник службы маркетинга, а контроль за исполнением решения осуществляет зам. директора по коммерческим вопросам.

        10. В процессе «Определение цен на продукцию»

       Определение цен осуществляет бухгалтерия на основе рекомендаций службы маркетинга. Рекомендации вырабатываются группой 1 и руководителями товарных групп службы маркетинга при участии службы сбыта, и зам. директора по коммерческим вопросам. Утверждает ценовые прейскуранты директор. Контроль за разработкой цен осуществляет зам. директора по экономике.

        11. В процессе «Оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников»

       Утверждение выбранных каналов сбыта и торговых посредников осуществляет директор на основе рекомендаций зам. директора по коммерческим вопросам и результатов экономического обоснования (бухгалтерия); подготовкой рекомендаций занимаются службы маркетинга (группа 2 и руководители отдельных товарных групп) и сбыта; исполнением решений - отдел сбыта. Контроль за реализацией принятого решения осуществляет зам. директора по коммерческим вопросам.

        12. В процессе «Заключение договоров с конечными потребителями и торговыми посредниками»

        Утверждение договоров и контрактов на основе их представления зам. директором по коммерческим вопросам производит директор; их подготовку осуществляет отдел сбыта при участии группы 2 службы маркетинга, руководителей соответствующих товарных групп, экономических служб и юридического службы.

        13. В процессе «Доставка продукции потребителям и торговым посредникам»

        Реализацию данной функции осуществляет отдел производства и автотранспорта при контроле со стороны службы сбыта.

        14. В процессе «Продвижение продукта»

        Подготовку решений и их исполнение по данным функциям осуществляет группа 2 службы маркетинга. Планы рекламных кампаний и других мероприятий по продвижению продуктов после согласования с бухгалтерией по представлению зам. директора по коммерческим вопросам утверждает директор. В их реализации в случае необходимости принимают участие соответствующие производственно-технологические подразделения предприятия. Контроль за их исполнением возлагается на начальника службы маркетинга.

        15. В процессе «Разработка стратегических и оперативных планов маркетинга»

        Директор утверждает планы маркетинга; возглавляет их разработку зам. директора по коммерческим вопросам; разработку планов осуществляет служба маркетинга при участии всех необходимых служб предприятия; контроль за разработкой и исполнением планов маркетинга осуществляет зам. директора по коммерческим вопросам.

        16. В процессе «Разработка бюджета маркетинга»

       Разработку бюджета маркетинга осуществляет группа 1 службы маркетинга при участии бухгалтерии и всех других необходимых служб предприятия; директор утверждает бюджет маркетинга; контроль его разработки осуществляет начальник службы маркетинга; контроль его реализации осуществляет зам. директора по коммерческим вопросам.

        17. В процессе «Повышение квалификации сотрудников в области маркетинга»

        План повышения квалификации сотрудников в области маркетинга разрабатывает служба маркетинга при согласовании со службой кадров и бухгалтерией. Утверждает план директор. Организует и контролирует его выполнение начальник службы маркетинга.

        18. В процессе «Проведение внутренней ревизии маркетинговой деятельности на предприятии»

       Принимает решение о проведении внутренней ревизии директор; внутреннюю ревизию осуществляет специально созданная им комиссия; службы маркетинга и сбыта, а также бухгалтерия предоставляют всю необходимую информацию; контроль осуществляет лицо, назначенное директором.

        Начальник службы маркетинга:

        ____________________/Ф.И.О./ «__»__________20__ г.

« Назад   ||

  Вернуться на сайт  Версия для печати

Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Copyright © 2001-2024 БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)