Бизнес-процессы и оргструктура / Технология структуризации и описания организации

Основные бизнес-процессы

< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 >

Одной из сложностей постановки современного менеджмента является наличие слабо формализованных объектов, которыми необходимо эффективно управлять. Для того что бы, точнее определить подобные объекты приводят несколько определений, которые с разных точек зрения описывают рассматриваемый объект. Аналогичным образом поступают при рассмотрении четырех групп бизнес-процессов.

К группе основных относят следующие бизнес-процессы:

  • Процессы, создающие добавленную стоимость продукту, который производит компания.
  • Процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента.
  • Процессы, прямой целью которых является получение доходов.
  • Процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.

Последнее определение предложили классики реинжиниринга бизнес-процессов М. Хаммер и Д. Чампи. Ими было предложено использовать данное определение как один из методов определения, того - является ли процесс основным или нет. Согласно этому методу у внешнего клиента нужно спросить готов ли тот платить деньги за данный бизнес-процесс или нет. Если клиент ответит "да", значит данный процесс является основным, если "нет", то процесс относят к одной из трех оставшихся групп.

Какова отличительная особенность основных бизнес-процессов, какова их роль, каково их предназначение? (Таблица 1) Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес-направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева бизнес-направлений компании. Далее это будет рассмотрено на практических примерах.

Основные бизнес - процессы определяют доходы компании. Именно они определяют профиль бизнеса, именно они имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. Если их отдать на аутсорсинг, организация потеряет свою конкурентоспособность. Именно эти процессы конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли. По мере функционирования компании основные бизнес-процессы развиваются или умирают в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании.

Таблица 1. Характеристики основных бизнес-процессов.

Определения

Отличительные особенности

  • Бизнес-процессы, которые создают добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией;
  • Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента;
  • Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов;
  • Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.
  • Представляют "зеркальное отражение" бизнес - направлений деятельности;
  • Являются источником генерирования доходов;
  • Определяют профиль бизнеса;
  • Имеют стратегическое значение;
  • Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании.

Давайте рассмотрим пример построения дерева основных бизнес-процессов на примере компании "Эврика". Первый вариант дерева бизнес-процессов состоит из следующих элементов:

  • Закупка
    • Закупка чая;
    • Закупка одежды;
    • Закупка мебели
  • Хранение
    • Хранение чая;
    • Хранение одежды;
    • Хранение мебели
  • Продажа
    • Продажа чая;
    • Продажа одежды;
    • Продажа мебели

При построении данного варианта дерева основных бизнес-процессов на первом уровне дерева был применен критерий декомпозиции - функция", а на втором уровне – продукт (рис. 12).

Рис. 12. Первый вариант дерева основных
бизнес-процессов компании "Эврика".

Оказывается, что построение дерева бизнес-процессов не является однозначной задачей и имеет несколько решений. Для одной и той же компании можно построить несколько вариантов таких деревьев. Второй вариант дерева основных бизнес-процессов для компании "Эврика" получается, если поменять последовательность применения критериев декомпозиции – функция и продукт.

  • Торговля чаем
    • Закупка чая;
    • Хранение чая;
    • Продажа чая
  • Торговля одеждой
    • Закупка одежды;
    • Хранение одежды;
    • Продажа одежды
  • Торговля мебелью
    • Закупка мебели;
    • Хранение мебели;
    • Продажа мебели

Обратите внимание, что нижний уровень первого варианта и верхний уровень второго варианта дерева бизнес-процессов компании "Эврика" является зеркальным отражением дерева бизнес-направлений (рис. 13).

Рис. 13. Второй вариант дерева основных
бизнес-процессов компании "Эврика".

Какой вариант лучше? Практика описания и оптимизации деятельности предприятий показала преимущество использования второго варианта, и он является рекомендуемым. Связано это с тем, что при продуктовой декомпозиции на верхнем уровне, деятельность компании удается расщепить на ряд независимых функциональных блоков, дающих на выходе результаты, обладающие ценностью. Данный подход также согласуется с одним из принципов эффективного управления согласно которому любой сложный объект или задачу управления необходимо расщепить на ряд простых независимых.

< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 >

 Версия для печати

 Версия для презентаций