Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить при реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его открытии. Определяются ключевые события - вехи проекта, формулируются задачи, работы и их взаимная зависимость.
Планирование - это непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей с учетом складывающейся обстановки.
План проекта - это единый, последовательный и согласованный документ, включающий результаты планирования всех функций управления проектом и являющийся основой для выполнения и контроля проекта.
Основные этапы процесса планирования показаны в Таблице 3 (Рис. 4) и включают девять шагов. На каждом шаге менеджер проекта может обнаружить неэффективность или невозможность реализации проекта и поднять вопрос о его закрытии.
Рис. 4. Таблица 3. Основные этапы процесса планирования проекта.
№ | Шаг | Результат |
1. | Разработка концепции и планирование целей проекта. | Почему? |
2. | Декомпозиция целей проекта, построение иерархической структуры работ (ИСР). | Что ? |
3. | Назначение ответственных. Построение структурной схемы организации (ССО) проекта. | Кто? |
4. | Разработка стратегии реализации проекта, построение плана по вехам. | Как? |
5. | Разработка тактики проекта, построение сетевых моделей. | Подробно как? |
6. | Разработка идеального календарного графика работ. | Идеально когда? |
7. | Планирование ресурсов, разработка реального календарного графика работ с учетом ограничений на ресурсы. | Реально когда? |
8. | Оценка затрат, разработка бюджета. | Сколько? |
9. | Разработка и принятие плана проекта. | Все учтено? |
Для реализации больших и сложных проектов становится целесообразным применение вспомогательных процедур планирования проекта:
- планирование качества;
- планирование рисков и мероприятий по работе с ними;
- организационное планирование;
- планирование коммуникаций;
- и пр.
В каждом конкретном случае менеджер проекта на основе соотношения результат / затраты должен оценить целесообразность применения той или иной вспомогательной процедуры, имеющейся в арсенале проектных технологий.
Рассмотрим подробнее основные шаги по планированию проекта.