Logo... Logistos... Логистика...
Татьяна Терешкина
Разные аналогии возникают в воображении российских руководителей, когда речь заходит о логистике: "Это как ванна, из которой вода забирается и наливается; кран и человек, который этим руководит " или "Логистика - это такая труба, по которой движутся потоки материальные, финансовые, информационные, и с ними что-то происходит, меняется их качество". Наконец, "Это конвейер, охватывающий всю организацию, и проблема в том, чтобы на стыках было как можно меньше сбоев, неконтролируемых действий".
Общее в этих определениях - взгляд на логистику как на нечто, связанное со всей организацией, а не с отдельными ее частями. Такой подход лишь недавно выработала западная управленческая мысль (первоначально под логистикой понимали организацию снабжения и сбыта). Консультанты рассказывают, что часто клиенты, заказывая постановку логистики и, отвечая на вопрос, что именно они хотят, начинают с закупок и реализации, переходят на денежные потоки, оборачиваемость средств и заканчивают чуть ли не налоговой схемой.
Факты, свидетельствующие о том, что пора подумать о проекте реорганизации бизнес-процесса:
- половина заказов, отгружаемых клиентам, не поступает к ним вовремя, и приходится выяснять, что произошло;
- выяснение статуса заказа отнимает значительную часть времени сотрудников отдела сбыта;
- обработка заказа занимает несколько дней;
- компания вынуждена держать большой "страховой заказ" для удовлетворения потенциальных клиентов;
- в половине случаев часть заказанных товаров отсутствует на складе и клиент вынужден ждать;
- рост числа клиентов приостанавливается, некоторые постоянные клиенты уходят к конкурентам.
С формальной точки зрения - это путаница в разделах менеджмента, но по существу заказчики правы: их интересуют организация в целом и происходящие в ней процессы. А значение термина "логистика" как раз и есть организация процесса. Описываемое этим термином явление появилось, когда от простейшей организационно - функциональной модели организации (кто - что делает) перешли к построению функционально - технологических моделей дополнив их правилами "когда" и "в какой последовательности".
Таким образом, логистика есть организация процессов разного типа. Это научное направление связано с разработкой рациональных методов управления сквозными материальными и информационными потоками с целью достижения максимальной совокупной эффективности работы.
В мировой практике логистика стала целеполагающей сферой деятельности с середины 70-х годов. С этого времени акценты в оценке силы бизнеса сместились в область ресурсного потенциала и экономии на издержках обращения. Этому способствовали превращение рынка продавца в рынок покупателя и, как следствие, усиление конкуренции, а также внедрение компьютерных технологий в управление предприятиями. Кроме того, в современном бизнесе существенно возросло время прохождения товара по различным каналам материально - технического обеспечения (свыше 90% .временных затрат), что вызывает повышенный интерес к логистике.
После августовского кризиса 1998 г. в России наблюдается небывалый рост объемов производства у некоторых, отечественных производителей (особенно ориентированных на использование отечественного сырья). В некоторых отраслях ежемесячный прирост производства превышает 60%. В этих условиях совершенствование бизнес - процессов становится непременным условием для роста бизнеса.
Различают следующие компоненты логистики:
Закупочная логистика - процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Распределительная логистика - обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.
Производственная логистика - обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
Транспортная логистика - оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
При этом существенное отличие логистического подхода заключается в системном рассмотрении совокупности процессов с позиции единой материалопроизводящей цепи. Интеграция отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом и методологическом уровне, а минимизация затрат времени и ресурсов достигается путем оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
Действия, которые нужно предпринять:
- Четко сформулировать проблему, цель проекта.
- Обсудить сложившуюся ситуацию с руководством компании и добиться его согласия относительно того, что проблема существует и ее надо решать.
- Проанализировать варианты решения:
- создать на предприятии группу для проведения анализа, выработки и внедрения рекомендаций по улучшению работы;
- обратиться за помощью в консалтинговую компанию.
- Убедиться, что в команду, которая будет заниматься анализом, включены люди из всех заинтересованных отделов.
Издержки отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны между собой. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов - к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке, и т.д.
При определенных условиях может иметь место такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом. Критерием правильно организованной логистики является минимизация суммарных издержек.
Логистика призвана обеспечить оптимальное управление ресурсами предприятия.
Что делать не нужно:
- игнорировать проблему;
- бросаться покупать "магическую компьютерную программу";
- пытаться реорганизовать отдельные составляющие, не обращая внимания на связи между отделами.
Различают следующие виды ресурсов: людские, информационные, материальные, средства производства, энергетические. При этом главной целью постановки логистики является обеспечение предприятия необходимыми ресурсами в заданном объеме, требуемого качества, в нужном месте, к установленному сроку и за установленную цену.
В области материальных ресурсов указанная цель логистики формулируется известными "шестью правилами логистики" (6 richtig): нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.
Постановка логистики обеспечивает: сокращение запасов и связанного капитала, готовность товара к поставке, сокращение времени выполнения заказа и повышение его качества, повышение гибкости производства. Это гарантирует снижение себестоимости продукции и улучшение качества поставок - решающего конкурентного преимущества в условиях насыщения российского рынка.