Управление цепочками поставок

Татьяна Терешкина

Происходящее во всем мире благодаря электронному бизнесу размывание географических и организационных границ переносит центр внимания высшего и среднего менеджмента предприятий с внутренних бизнес-процессов компании на интеграцию внешних отношений с партнерами и клиентами. Так, одним из принципиальных отличий новой информационной эры бизнеса от уходящей индустриальной эры является то, что существовавший ранее механизм "выталкивания" серийных товаров на рынок для последующей реализации заменяется механизмом "вытягивания" мелкосерийных и индивидуальных изделий и услуг запросами и требованиями клиентов. Естественно, это влечет за собой появление и быстрое совершенствование концепций и технологий межкорпоративного взаимодействия и сотрудничества.

Одной из таких интеграционных мощных общемировых концепций, позволяющих наиболее эффективно использовать уже существующие производственные ресурсы, является Управление Цепочками Поставок, или Supply Chain Management (сокращенно - SCM). SCM - комплексное понятие, которое рассматривает вопросы материально - технического обеспечения промышленных предприятий не как снабжение готовыми материалами, комплектующими, сборочными единицами и узлами, а как активный поиск на конкурсной основе оптимальных партнеров для размещения базирующихся на специализации инжиниринговых, технологических и производственных заказов. В результате создается не статичная, а постоянно обновляемая и модернизируемая сеть поставок предприятий - партнеров. Без эффективно работающих и управляемых цепочек поставок не могут существовать базовые современные технологии управления промышленным бизнесом: поставка точно в срок ( Just-in-Time ) и тотальное управление качеством ( TQM ), которые у нас, к сожалению, не получили должного развития.

Несмотря на быстрое международное признание, SCM для многих остается чем-то таинственным и поэтому мало существенным.

Цель этой статьи состоит в том, чтобы объяснить что такое концепция Управления цепочками поставок, и показать, что она имеет реальную ценность как стратегия развития бизнеса в масштабе предприятия.

Что же такое Управление цепочками поставок? Существует много различных определений.

По определению Совета по цепочкам поставок - некоммерческой организации, разрабатывающей модель SCOR, Supply Chain - общеупотребительный международный термин, который охватывает каждое усилие, вовлеченное в создание и поставку конечного продукта или услуги от поставщиков поставщика до клиентов клиента.

Supply Chain Operations Reference - Model (SCOR) - эталонная модель процесса, которая была разработана как межотраслевой стандарт для Управления цепочками поставок.

Определение, используемое Массачусетским технологическим институтом (1998): интегрированное Управление цепочками поставок (ISCM) - это процессно - ориентированный, комплексный подход к обеспечению, созданию и поставкам продукции и услуг клиентам. ISCM имеет широкое пространство, которое охватывает субпоставщиков, поставщиков, внутренние действия, оптовых торговцев, розничных продавцов и конечных пользователей. ISCM охватывает управление потоками материалов, информации и денежных средств.

Из приведенных выше определений очевидно, что SCM простирается от поставщиков сырья через производство, сборку, контроль качества, складирование и далее через каналы дистрибуции, оптовых торговцев и розничных продавцов к месту конечного потребления продукции или услуг. SCM - философия управления, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс. Этот процесс должен управляться в целом, независимо от функций отдельного предприятия и границ между предприятиями, чтобы в итоге увеличить ценность бизнеса всех его участников. Интеграция процесса критически важна для SCM. SCM фокусируется на поставках конечному пользователю продукции или услуг с самой высокой возможной потребительской ценностью при самой низкой возможной себестоимости и за самое короткое на рынке время. Достичь этой цели может только то предприятие, которое работает вместе с поставщиками и клиентами над оптимизацией полных торговых отношений, а не только своих частей этого процесса. SCM подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении внутренних процессов и функций, потому что деловые действия предприятия также включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании. Поэтому назначение и цель SCM заключается в том, чтобы управлять и совершенствовать эту сложную сеть отношений через интеграцию связей, предоставление и совместное использование технологий, информации и ресурсов.

Критериями эффективности работы цепочек поставок являются: отношение чистого рабочего времени выполнения заказа (работы) к времени подготовки, выполнения и завершения выполнения договорных обязательств, уровень добавленной стоимости или минимизации маржи, а также качество сервиса оказываемых производственных услуг. Все вместе они определяют рейтинг предприятия-партнера, его способность к саморазвитию.

Умение управлять экономически эффективными цепочками поставок выражается в росте рыночной стоимости предприятия за счет постоянного увеличения объемов производства, снижении издержек, удержании старых и привлечении новых заказчиков, совершенствовании технологии и качества, а не в стремлении решить все свои проблемы за счет одного отдельно взятого заказа.

В заключении приведем таблицу с количественными параметрами современных возможностей, которые дает Управление цепочками поставок.

Характеристика цепочек поставок

-- ИСТОЧНИК: The Performance Measurement Group (PMG) с участием Pitiglio Rabin Todd & McGrath (PRTM). Основано на двухлетнем изучении опыта более чем 110 участников. Более подробная информация на сайте http://www.pmgbenchmarking.com/

Версия для печати

Яндекс.Метрика Rambler's Top100
Информационный портал

Содержит более 3 000 инфор-мационных и методических материалов по управлению, примеров бизнес-процессов и показателей (KPI), а также материалы Видеокурсов.

Перечень материалов >>

Войти

Ближайшие семинары

1-2 апреля, г. Москва
"Технологии и стандарты описания и оптимизации бизнес-процессов. Разработка регламентов." Подробнее >>

3 апреля, г. Москва
"Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ФСА). Расчет трудозатрат и численности персонала." Подробнее >>

11-12 апреля, г. Москва
"Анализ и оптимизация оргструктуры. Повышение организационной эффективности. Регламентация." Подробнее >>

25-26 апреля, г. Москва
"Разработка стратегических целей (BSC) и ключевых показателей (KPI). Построение системы мотивации на основе KPI." Подробнее >>

+7 (495) 220-56-57,  788-72-47

info@betec.ru

     Вопрос/Заявка 
 Консультирование Типовые услуги и проекты Стартовый семинар-практикум Сопровождение проекта Стандарт описания процессов Проверка качества диаграмм Нагядность диаграмм Оценка зрелости процессного ...  Курсы и обучение Видеокурсы + на заказ Расписание семинаров   Корпоративные семинары БШБА школа бизнес-аналитика  Книги Настольная книга аналитика Описание процессов в BPMN... Процессное управление  Бизнес-инженер Бизнес-инженер 11 Бизнес-инженер Корпорация Бизнес-инженер Веб-портал График-студио Лайт Прайс-лист  Программные продукты Битрикс24 Microsoft Visio Business Studio  Магазин процессов О магазине бизнес-процессов Каталог и стоимость процессов Нотации описания процессов  Решения Решения для Банков Решения для ВУЗов Стратегия и BSC/KPI Бизнес-процессы Оргструктура HR-инжиниринг Качество Проекты


Подписка на новостную рассылку
Введите Ваш e-mail:

Copyright © 2001-2024
БИТЕК

Бизнес-инжиниринговые технологии

Построение бизнес-процессов и организационное проектирование

НОВОСТИ О КОМПАНИИ ВИДЕО ПУБЛИКАЦИИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ