Система менеджмента качества ИСО 9000
Опыт работы и клиенты >>
Отзывы о работе >>
В проектах по совершенствованию деятельности организаций консалтинговая компания БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии) активно применяет технологии системы менеджмента качества (СМК) на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000.
Цели и задачи
В современных рыночных отношениях международным стандартам на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали признанными эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности. В мире насчитывается более 400 тыс. организаций, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
Внедрение системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000 дает организации следующие преимущества:
- Преимущества для участников конкурсов, тендеров;
- Повышение конкурентоспособности компании;
- Гарантия выполнения требований заказчика;
- Повышение цены на продукцию (услуги);
- Льготное кредитование и страхование;
- Возможность получения госзаказа;
- Улучшение качества продукции и работ;
- Сокращение издержек;
- Рационализация бизнес-процессов;
- Нормативно-техническая поддержка производственного процесса;
- Оптимизация процессов управления и повышение технологической дисциплины.
Технологии и методики
Для эффективного внедрения системы менеджмента качества ИСО 9000 компания БИТЕК эффективно использует технологии, которые были успешно применены во многих российских организациях. Возможны два подхода к внедрению стандартов ИСО 9000.
В одном случае стандарты используются как инструмент повышения эффективности деятельности организации, когда появляется внутренняя потребность в их внедрении и высшее руководство осознает, что без этого нельзя развиваться дальше. При такой стратегии на первом месте стоит качество продукции, процессов, системы качества и организации в целом и, естественно, возникает необходимость разработать наиболее рациональный состав документов, выделить ресурсы для повышения результативности системы, провести объективный внутренний аудит, самооценку.
В другом случае стандарты внедряются с целью получения сертификата. При этом необходимость последнего может быть обусловлена требованиями тендера, партнеров или потребителей при заключении контракта, желанием быть не хуже других и т.п. По существу, это не что иное, как навязывание ИСО 9000 извне. При таком подходе все усилия сосредоточены на разработке документации и выполнении формальных требований органов по сертификации. Специалисты, принимающие технические, экономические и управленческие решения, остаются в стороне, а персонал делает только то, что необходимо для проверяющих. Главная цель внедрения стандартов - улучшение качества.
Построение системы менеджмента качества требует решений в следующих направлениях: процессное и структурное.з>
Процессное направление построения СМК включает:
- Разработку политики компании в области качества;
- Разработку руководства по качеству компании;
- Разработку документированных процедур для основных бизнес - процессов компании;
- Разработку внутрифирменных стандартов;
- Внедрение аналитических и статистических методов контроля (при необходимости).
Структурное направление построения СМК включает:
- Создание службы качества.
- Определение подразделения (лица) ответственного за ведение документации СМК;
- Назначение уполномоченного по качеству (руководителя службы качества);
- Взаимодействие службы качества компании с другими подразделениями компании (в части разработки и внедрения СМК).
Основные этапы создания и внедрения системы менеджмента качества на предприятии:
- Проведения анализа бизнес-процессов
- Разработки системы менеджмента качества и документированных процедур СМК
- Внедрения системы менеджмента качества и инструментов менеджмента качества
- Сертификации компании на соответствие СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000.
В разделе Внедрение СМК приведены основные мероприятия по внедрению системы менеджмента качества.
Для эффективного построения и внедрения СМК необходимо провести детальный анализ проделанной на предприятии работы в области управления качеством, провести анализ бизнес-процессов, создать рабочую группу по разработке и внедрению СМК на предприятии, определить стратегию компании в области качества.
Разработка системы менеджмента качества и документированных процедур СМК являются наиболее трудоёмким и ответственным этапом и поэтому выделяется в отдельную фазу проекта.
Разработка и внедрение СМК является комплексным проектом, затрагивающим все подразделения компании, поэтому необходимо активное участие и сотрудничество руководителей и сотрудников всех подразделений компании.
Для подтверждения соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000 проводится сертификационный аудит. По результатам успешного аудита компания получает сертификат и регистрируется в Государственном Регистре.
Дополнительная информация по стандартам ИСО 9000 версии 2000 года приведена в разделе Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года.
Документирование процедур СМК требует выбора типовой или разработки собственной методологии моделирования бизнес-процессов. Компания БИТЕК применяет следующие популярные методологии и нотации процессногоо описания:
- БИТЕК Диаграмма бизнес-процесса
- Swimmer lanes
- IDEF0
- Data flow diagram в нотации Гейна-Сарсона
- Data flow diagram в нотации Йордона-Де Марко
- ORACLE diagram
- BAAN diagram
- Сетевой график PERT
- Диаграмма Ганта
- ARIS Function tree
- ARIS Value-added chain diagram
- ARIS Process selection diagram
- ARIS EPC
- ARIS Information flow diagram
- ARIS Material flow diagram
Для повышения эффективности работ по документированию процедур СМК компания БИТЕК применяет следующие программные продукты бизнес-моделирования, регламентации и управления эффективностью:
- Microsoft Office
- Microsoft Office Visio
- График-студио Лайт
- BPwin/AllFusion Process Modeler
- Business Studio
- ARIS
- Бизнес-инженер
В следующих разделах приведены различные примеры и информационно-методические материалы по теме "Cистема менеджмента качества ИСО 9000":
- Примеры процессных моделей и описаний на информационном портале Betec.Ru
- Информационно-методические материалы на информационном портале Betec.Ru
- Публикации компании БИТЕК
Продукты и услуги
Для внедрения в организациях системы менеджмента качества ИСО 9000 консалтинговая компания БИТЕК реализует следующие продукты и услуги:
Контактная информация
За дополнительной информацией и по любым вопросам, касающихся темы "Система менеджмента качества ИСО 9000" обращайтесь по e-mail: info@betec.ru.