Конкурентная модель Портера:
разработка стратегии развития компании на основе конкурентного анализа
Прикладное решение - дополнительная конфигурация и отчеты,
разработанные в системе Бизнес-инженер
Назначение прикладного решения
Прикладное решение «Конкурентная модель Портера» представляет дополнительную конфигурацию и отчеты системы бизнес-моделирования, регламентации и управления эффективностью Бизнес-инженер и предназначено для автоматизации разработки стратегии развития компании на основе конкурентного анализа.
Прикладное решение включает:
- Описание и структурирование конкурентных сил;
- Описание степени важности конкурентных сил на рынке по влиянию на бизнес компании;
- Описание уровня способности компании противостоять угрозам (использовать возможности);
- Описание стратегических инициатив с установлением взаимосвязи с конкурентными силами;
- Мониторинг статуса исполнения стратегических инициатив;
- План-фактный анализ конкурентных сил (состояние до и после применения стратегических инициатив, прогнозное состояние, состояние по факту применения стратегических инициатив).
Результатом конкурентной модели Портера является:
- Выбор и обоснование стратегических инициатив, необходимых для противодействия конкурентному окружению и правильному позиционированию компании;
- Описание конкурентной среды компании до и после реализации стратегических инициатив.
Что такое «Конкурентный анализ»
Бизнес будет успешным, когда есть соответствие между ресурсами и способностями, с одной стороны, и возможностями, возникающими в окружающей и конкурентной среде, с другой стороны. Соответственно этому, выделяют два принципиальных подхода к разработке стратегии:
- Подход «сверху вниз» на основе анализа внешнего и конкурентного окружения – «Конкурентный анализ» (конкурентная модель Портера)
- Подход «снизу вверх» на основе анализа ресурсов и способностей предприятия - «Ресурсный подход к предприятию» (ресурсная модель Гранта)
При «конкурентном анализе» в основе разработки стратегии лежит адаптация компании к конкурентной среде.
В конкурентную среду, помимо прямых конкурентов, включают и иные внешние силы, такие как власть потребителей, власть поставщиков, угроза вывода на рынок товаров-заменителей, угроза выхода на рынок новых игроков.
Чем сильнее влияние внешних сил, тем «совершеннее» конкуренция и тем меньшую прибыль можно получить в данной отрасли. С другой стороны, анализ и выявление слабых мест в конкурентном окружении может дать возможность для реализации сверхприбыльной деятельности.
Таким образом, конкурентная среда определяет предельный потенциал прибыли для конкретной отрасли.
Цель разработчика корпоративной стратегии – найти и занять позицию в отрасли, где компания будет лучше всего защищена от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказать давление на них.
Состав прикладного решения
Прикладное решение применимо для любых компаний и отраслей бизнеса.
Модель может быть расширена включением в нее иного функционала системы Бизнес-инженер, в т.ч. по работе с ключевыми показателями деятельности (KPI), бизнес-процессами, оргструктурой и т.д.
В состав прикладного решения входят следующие элементы:
- Перечень конкурентных сил;
- Перечень стратегических инициатив.
Графическое изображение конкурентных сил Портера приведено на следующем рисунке:
Связь стратегических инициатив и конкурентных сил Портера приведена на следующем рисунке:
Применение прикладного решения
Порядок применения прикладного решения к конкретному предприятию следующий:
- За основу берется базовый список конкурентных сил, разделенный на группы:
- Угрозы появления новых участников;
- Рыночная власть поставщиков;
- Рыночная власть потребителей;
- Угрозы появления продуктов-заменителей и товаров-заменителей;
- Внутренняя конкуренция в отрасли.
- Данный список дорабатывается применительно к конкретной отрасли бизнеса добавлением, корректировкой и удалением отдельных конкурентных сил.
- Каждой конкурентной силе составляется описание применительно к конкретному рынку. Данное описание необходимо для дальнейшего правильного позиционирования конкурентных сил.
- Для конкурентных сил указывается значение «важность», то есть уровень их влияния на конкурентную среду для данной отрасли. Уровень важности может указываться как бинарной величиной (важно или неважно), так и по 10-ти бальной шкале, путем соответствующей настройки программы.
- Для конкурентных сил указывается значение «сильная или слабая сторона компании», то есть уровень способности компании противостоять угрозам или использовать возможности внешней среды. Уровень силы может указываться как бинарной величиной (сильная сторона или слабая сторона), так и по 10-ти бальной шкале, путем соответствующей настройки программы.
- Составленный список конкурентных сил с заполненными атрибутами служит основанием для подбора соответствующих стратегических инициатив, способных изменить конкурентное положение компании.
- Для мониторинга ожидаемого (прогнозного) и текущего конкурентного положения компании в программе предусмотрены соответствующие возможности (мониторинг статуса исполнения стратегических инициатив, план-фактный анализ конкурентных сил).
Используемое программное обеспечение
Прикладное решение разработана в системе бизнес-моделирования, регламентации и управления эффективностью Бизнес-инженер.
Стоимость прикладного решения
- Стоимость прикладного решения: 15 000 руб.
- Для использования прикладного решения необходима система Бизнес-инженер: персональная версия (персональная лицензия) – 55 000 руб. или серверная версия (конкурентная лицензия) - 67 000 руб.
Справочная информация
- Руководство пользователя по разработке стратегии предприятия на основе конкурентного анализа (конкурентной модели Портера) в системе Бизнес-инженер.
- Пример сформированного системой Бизнес-инженер отчета по разработке стратегии компании на основе конкурентного анализа (конкурентной модели Портера).
- Статья Майкла Портера «Как конкурентные силы формируют стратегию».
Разработчик прикладного решения
Плансис - партнер компании БИТЕК, официальный дилер, разработчик моделей и решений в системе Бизнес-инженер.
Контактная информация
По вопросам приобретения реферерентных бизнес-моделей и прикладных решений, а также за дополнительной информацией обращайтесь по тел. + 7 (495) 788-72-47 или e-mail: be@betec.ru.